История и развитие современного Black Metal

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Студента 5 курса ИНСТИТУТА ЖУРНАЛИСТИКИ И ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА очного отделения специализации «Музыкальная критика» Литвинцева Ивана

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ Летов С. Ф.

МОСКВА 2009

ПредыдущаяГлавная Следующая

Глава 1. Ветви Тьмы. Основные Стили Metal Music

Для того чтобы вести о чем то разговор надо знать суть дела. Для того чтобы вести разговор об определенном музыкальном направлении нужно знать его основные характеристики и отличия от пограничных к нему музыкальных стилях.
Учитывая то что в процессе своего развития Black Metal заступал на территории других направлений, что проявлялось либо в использовании несвойственных стилю инструментов, технических ходах или звучании, просто необходимо рассмотреть основные стили Metal Music для того чтобы иметь перед глазами четкую картину.

Hard Rock

Понятие хард-рока является слишком широким для того чтобы его можно было охарактеризовать в двух словах. Дословно название стиля переводится как “тяжелый рок”. Тяжесть обычно достигается при помощи использования таких примочек как distortion и overdrive, придающих гитарной секции звучание мощное и плотное, но при этом не настолько тяжелое как в heavy (часто это помогает провести границу между стилями). Композиции как правило среднетемповые и немного монотонные. Вокал обычно отвязно-высокий, что подразумевает довольно приличный уровень вокального мастерства и вместе с этим определенную долю небрежности в исполнении.

Элементы раннего хард-рока можно найти в творчестве таких коллективов как The Beatles, Rolling Stones, Yarbirds, The Who, а также отчасти в творчестве Джимми Хендрикса.

В завершенном виде музыку хард-рок можно услышать в творчестве таких коллективов как Blue Cheer, Cream, Iron Butterfly.
Расцвет стиля пришелся на начало 70-ых годов, в творчестве Led Zeppelin, Black Sabbath, Deep Purple. Позже сами классики стиля начали работать над ужесточением саунда, а их идеи были взяты за основу Uriah Heep, Queen, Nazareth, и конечно легендарными Motorhead чье творчество позже стало образцом для подражания многих команд работающих в стилях экстремальной музыки.

Heavy Metal

Некоторые источники утверждают что стиль хэви возник как антипод технической слабости и коммерческой неуспешности панк-рока. В отличие от хард-рока в традиционном хэви звук очень плотный и тяжелый. Композиции часто бывают довольно скоростными и щедро посыпаны виртуозными гитарными соло. Вокал высокий и профессионально поставленный. Этот стиль является одним из самых коммерциализированных направлений в metal-music. Тематика песен обычно варьируется от театра детских ужасов как у Iron Maiden и Mercyful Fate, до беззаботности и оптимизма Accept, Warlock, W.A.S.P.
Ключевые коллективы в этом стиле: Judas Priest, Iron Maiden, Accept, Dio, Def Leppard, Ozzi Osbourne, and etc.

Thrash metal

Непонятно почему, но большая часть источников при упоминании термина Thrash Metal сразу начинает кивать в сторону американских исполнителей. Европейские музыканты которые внесли огромный вклад в развитие стиля обычно идут в последних рядах. В действительности существует две крупных школы Thrash Metal – американская и европейская (если говорить конкретно то немецкая).
Основой трэша является ритм. Не ритм гитара или ударная секция, а ритм в целом. Этот стиль является одним из самых трудных для исполнения. Отличительными чертами являются высокоскоростное гитарное тремоло, пулеметная линия двух бас-бочек, и грязно-хриплый (что более характерно для европейцев) или чистый высокий как в хэви (американская школа) вокал.
Одними из первых трэш начали играть все же американцы которые попытались воспроизвести саунд британского хэви, но привнеся в стиль изрядную долю ярости и скорости, некоторые имея под боком родное подобие трэша – такое как хардкор (скоростной и жестокий панк) привнесли в него панковские нотки – наглядным примером может служить Slayer.
Первое поколение американской ветви Thrash Metal представляется такими командами как Metallica, Anthrax, Megadeth, Exodus, Slayer, Overkill. После 1985 года на волне интереса к вышеуказанным командам возникли Vio-Lence, Death Angel, Testament, S.O.D. Также из значимых западных команд которые работали за пределами Соединенных Штатов следует упомянуть технично-прогрессивный Annihilator (Канада) и альтернативно-фолковых Sepultura(Бразилия).
Европейские представители Thrash Metal это Celtic Frost, Hellhammer (Швейцария), Kreator, Sodom, Destruction (королевская троица), Holy Moses (Германия).
Если американские представители стиля больше ориентировались на хэви и хардкор, то европейцы взяли за основу хард-рок в качестве восходящей ступени. Это наиболее ярко заметно уже на первых альбомах Kreator – Endless Pain; Sodom – Obsessed By Cruelty, Persecution Mania; Destruction – Sentence Of Death, Infernal Overkill. У всех этих команд так или иначе выражены хард-роковые нотки и дух. Если прослушать музыку с ранних альбомов вышеперечисленных команд в замедленном режиме, то можно будет обнаружить огромное сходство с ведущими европейскими хард-рок формациями. Можно с полным правом сказать что европейский трэш вырос из Моторхэдовских Overkill и Ace Of Spades, так как уже на этих альбомах присутствовали основные предпосылки для развития стиля. Оставалось только разогнать скорость исполнения.

Death Metal

Дэт-метал является одним из жесточайших и трудных для восприятия стилей. Обычно из-за сильной тяжести музыки и пренебрежительного отношения музыкантов к мелодичности. Есть несколько разновидностей этого стиля, но классический дэт в духе первопроходцев Death и Posessed, можно охарактеризовать как трэш с перегруженным басом. Упор на низкие частоты вообще самая яркая отличительная черта этого стиля. Большинство современных дэт-метал команд стремится настраивать свои гитары, ударные, басы, как можно ниже, одновременно широко используя возможности дисторшенов, предусилителей, компрессоров. Некоторые, как Mortician добиваются того что их гитарная секция звучит так как будто все сыграно на басу с использованием эффекта overdrive.
Существуют три школы дэта – английская, шведская и американская.
Американцы по большей части выделяются тем что больше делают упор на технику и слаженность исполнения. Некоторые, такие как Cannibal Corpse – зачастую привносят в свою музыку джазовые рифы придающие музыке лукаво-саркастическую окраску. Как пример – суперхит Cannibal Corpse – Hammer Smashed Face звучит подобно пиратскому гимну.
Англичане отличаются более плотным звуком и консервативностью. Кстати именно с их подачи были соединены грайндкор и дэт-метал. Ключевые коллективы – Napalm Death, Carcass. Для шведов характерны более низкий строй гитар и одновременно с этим несвойственная для дэта мелодичность и зачастую декоративность звука, что позволяет отнести многие шведские коллективы к категории поп-музыки.

Grindcore

Cобственно грайндкор является стилем пограничным с Metal Music, но учитывая его плоды смешения его элементов с Death Metal, придется все же о нем упомянуть. Как музыкальное явление этот стиль представляет из себя очень экстремальный вариант панка – хардкор разогнанный до невероятных скоростей и приправленный низким горловым вокалом, характерный для Death Metal или истерическим визгом. Зачастую музыканты используют оба вида вокала – рычащий (growling) для исполнения куплетов, а визг для “припевов” и под бластбиты, дабы подчеркнуть экспрессию момента.
Зародился этот стиль в Англии. Крестным отцом был панк по имени Ник Баллин, решивший как и многие в то время собрать свой коллектив, и начать создавать музыку жестокую настолько, какой не было доселе аналогов.
Свою команду он назвал Napalm Death, это была его подпись которую он любил ставить вместо своего настоящего имени.
Для музыки характерны лаконичность(некоторые композиции длятся всего секунду или две), перегруженность, сырость звука. Тематика песен как правило бывает или социально-политическая, или тошнотворно-стебная (некрофилия, токсические мутанты, каннибализм, извращенный секс).

Doom Metal

Одними из основателей дума можно назвать американские команды Saint Vitus и Trouble. Чуть позже их знамя было подхвачено Candlemass, Mercy и Count Raven.
Для классического дума характерны трагизм, мрачность, отрешенность. Как правило в лирике рассматриваются темы обреченности, смерти, безысходности, духовная и романтическая тематика. Этот стиль является самым глубоким и прочувствованным в Metal Music. Здесь наиболее важны искренность, стихотворный талант и образное мышление, без которых очень затруднительно будет создать в достаточной степени экспрессивную музыку, которая оказывала бы достаточное воздействие на слушателя.
Корни стиля идут от ранних работ Black Sabbath, но позже соединенных с дэт-метал и готикой. Ключевые роли принадлежат в данном случае британским командам Paradise Lost, My Dying Bride, Anathema (ранний период творчества).
Если в death metal исполнитель стремится задавить слушателя, в grindcore рассмешить, то Doom Metal музыканты ставят себе целью вогнать слушателя в депрессию. Именно это качество и позволяет отделить настоящий дум от коммерческих подделок вроде Tristania, The Sins Of Thy Beloved, Within Temptation, которые делают ставку на мелодизм и композиторское мастерство, но при этом их музыка не способны достаточно глубоко затронуть слушателя и оказать серьезное воздействие на его эмоциональное состояние. Наиболее радикальная форма дума это Funeral Doom, наиболее мрачное и депрессивное ответвление стиля, зачастую граничащее с гитарным эмбиент. Здесь музыканты не щадят слушателя. Атмосфера создается не просто безысходная, но гнетущая настолько, что возникает четкое впечатление того что ключевая точка после которой начинается несчастье уже пройдена. Собственно при прослушивании наилучшим эффектом воздействия на слушателя можно назвать ощущение сходное с тем, которое человек испытывает стоя у могилы. Естественно у своей.

Progressive Metal

Многие из представителей средств массовой информации освещающие мир тяжелой музыки называют Progressive Metal одним из самых интересных направлений в тяжелой музыке. Это довольно спорный вопрос и в действительности оценка зависит только от музыкальных пристрастий рецензента. От других направлений этот стиль отличается очень сложными мелодическим и ритмическим рисункам. Песни обычно долгие и ведущая мелодическая тема отсутствует, так как мелодии сменяют друг друга с завидной регулярностью. Часто случается что на протяжении двух минут перед слушателем проносится целая эпопея. Из-за этого Progressive Metal очень сложен для восприятия. Аналогом этого стиля в традиционном Rock Music является все же арт-рок со свойственными исполнителям нестандартными подходами к созданию музыки и использованием экзотических инструментов.
В целом большая часть представителей стиля имеет все характеристики свойственные Power и Heavy Metal исполнителям. Несмотря на довольно четкие границы, Progressive Metal было бы вернее назвать подходом к созданию музыки нежели выделять его в отдельное направление, так как во многих стилях Metal Music имеются свои исполнители отдающие предпочтение именно прогрессивному подходу к созданию музыки, нежели свойственным для своего стиля качествам.
Наиболее яркие представители – Yngwee Malmstin, Dream Theater, Ayreon, Meat Loaf.

Black Metal

Ну вот мы и добрались до того заветного направления которому посвящена данная работа.
Многие пытаются начать отсчет истории Black Metal с прото-команд вроде Mayhem и Bathory, что является не совсем верным подходом.
История Black Metal все же начинается в 1982 году с выходом альбома Venom – Black Metal. Точнее именно в том году он обрел свое название. Стилистически же следует отступить на пару лет в прошлое, в 1980 год когда вышел первый альбом Venom – Welcome To Hell. Небывало сырой и агрессивный саунд приправленный квазисатанинской лирикой встряхнул андерграунд и породил массу подражателей.
Отличительной чертой стиля являются сырой и размытый гитарный звук, проваленные партии бас-гитары(к слову, некоторые команды наподобие Judas Iscariot вообще отказались от использования бас-гитары для поддержки ударных, предпочитая играть на ней для усиления атмосферы сольные партии), активное использование бласт-бит. Обычно бласт-биты называют скоростными барабанными партиями, но это не совсем верно. Скорость конечно имеет огромное значение, но бласт-бит это специфические плотные партии. В дэт-метал бластбитная линия ведущего барабана исполняется под пулеметный ритм бас-бочек. Для блэка же более характерны унисонные партии, когда ритм ведущего барабана зачастую совпадает с линией бочки.
Первое поколение блэк-метал представлено Venom, Helhammer, Bathory, Celtic Frost, Sodom, Kreator, Destruction, Mayhem. Это первопроходцы стиля которые приняли наиболее активное участие в формировании саунда который позже будет относиться к старой школе.
В начале-середине 90-ых годов наблюдается резкий рост популярности стиля(еще до скандальных событий в Норвегии). Появляется огромное количество новых команд. В Норвегии – Darkthrone, Burzum, Immortal. В Германии/Австрии – Absurd, Abigor. В Швеции – Marduk, Lord Belial, Ophtalamia.
Если отцы основатели стиля не относились всерьез к своему творчеству, то новоиспеченные адепты превратили блэк-метал в одно из самых радикальных и идеологизированных направлений. Настолько серьезными в своей идеологической мощи бывают только исполнители Power Electronics.
Специфическими чертами являются антихристианская направленность, сильный упор на национализм, язычество, превозношение дьяволопоклоннических культов.
Различают несколько основных ответвлений Black Metal:

True Black Metal

Музыка этих коллективов отличается сильной сыростью в звуке, минималистичностью аранжировок. Тексты чаще всего либо преисполнены оккультного сатанизма, либо ориентированы на нигилизм. Это наименее коммерциализированное ответвление.

Pagan Black Metal

Отличается эпичностью, мелодичностью, активным использованием народных и акустических инструментов, хотя встречаются и исключения (немецкий Nagelfar почти не выходит за рамки стандартного набора изобразительных средств гитара-бас-ударные). Лирическая составляющая насыщена фольклорно-мифическими темами. Стандартным шаблоном обычно служит схема Один-Тор-Зигфрид-Драконы-Воины-Рагнарек. Довольно заезженно, но публике нравится. Музыкально это скорее ответвление обычного Pagan Metal, но с присутствующими в музыке блэковыми элементами. Обычно это вокал и гитарный звучание стилизованное под Black Metal звучание, хотя и бывают исключения. К сожалению на этой ветке творится жуткая анархия. Многие коллективы которые относят к ней, такие как Enslaved или Vintersorg можно охарактеризовать скорее как Melodic Death Metal или
Symphonic Progressive, но ранние альбомы обычно завязаны на Black Metal звучании.

Sympho Black Metal

Это направление Black Metal является наиболее коммерциализированным. Музыка всегда обильно посыпана клавишными вставками, симфонико-синтезаторными или живыми оркестровками. Часто используется мужской или женский чистый вокал. Мелодично, красиво, мрачно. Музыканты не стремятся придерживаться какой-либо идеологии. Техническая сторона конечно на высоте. Не являются редкостью заимствования из творчества именитых композиторов – от Бетховена до Вагнера. Скорость исполнения варьируется от величественно-медленной до высокоскоростных пассажей основу которых составляет плотный бластбит. В этом случае уже нужно рассматривать отдельные коллективы, у каждого из которых свое клише для создания композиций.

Atmospheric Black Metal

Это ответвление очень похоже на True Black и Sympho Black, но главный упор делается на атмосферу. Музыканты не гнушаются использования разных эффектов вроде реверберации, что помогает придать композициям объем, на фоне и без того насыщенного и объемного гитарного звучания. Активно используются синтезаторы, в большинстве случаев разного рода Ambience-семплы которые усиливают атмосферу. Здесь разнообразие не имеет границ. Во многом вкус и цвет ландшафтов и образов возникающих в воображении слушателя зависит от происхождения исполнителя. Скандинавы и европейцы более холодны. Южане эмоциональны. Темы могут быть разными – оккультный сатанизм как у австрийцев Abigor, готическо-личностные поэмы как у греков Rotting Christ, эльфийские спектакли как у Summoning (Австрия), близкие к Pagan Metal переживания от природы и мифов, выражающиеся в квазисимфонических опереттах как у поляков Darzamat. По сравнению с другими ветвями это небо и земля – в обычном Black Metal звук идет чуть ли не в режиме mono, у Athmosperic Black команд композиции объемны как при воспроизведении на проигрывателях класса “dolbi surround”.
Упор на создание атмосферы и образное восприятие слушателя, роднит ответвление со стилем Dark Ambient, но в отличие от эмбиента Athmospheric Black Metal композиции все же имеют четко-выраженные ритмические и мелодические структуры.

Ambient Black Metal

Собственно к Black Metal этот вид шумовой музыки относится тем что музыканты используют блэковые изобразительные средства для создания своих как правило довольно монотонных и минималистических композиций. Песнями это назвать нельзя. Музыка все таки ближе к звуковому дизайну, так как максимум что себе позволяют представители данного направления, это яркие сюжетные линии с уничтоженной песенной структурой.

Industrial Black Metal

Или Cyber Black Metal как помечают своих исполнителей лэйблы. Cyber Black все же сопровождается соответствующей футуристической тематикой сквозящей в лирике, оформлении и сценическом облике музыкантов, так что оставим его для журналов.
Industrial Black Metal это направление погубившее много некогда хороших блэковых команд. В своих попытках найти развитие довольно ограниченному стилю гитарной музыки, избранному вначале, музыканты часто начинали эксперементировать с электроникой и найденными либо специально для этого записанными семплами. Иногда все ограничивалось шумовыми вставками и заменой ударника на драм-машину (Aborym). В тяжелых случаях музыканты уходили от Black Metal в сторону совсем другой музыки, например Electro Body в духе Rammstein (плачевный конец The Kovenant) или Progressive Industrial Black как легендарные австрияки Abigor.

National-Socialistic Black Metal (NSBM)

Здесь главным коньком является идеологическая составляющая. Музыка может быть и бластбитным Brutal Black Metal, может оказаться Pagan Black с националистическим оттенком, или строится на клише традиционного для белых националистов RAC(Rock Anti-Communistic) и Hatecore. Разнообразие коллективов велико так же как и количество мировых культур. Две похожие команды найти затруднительно. В песнях обычно воспеваются языческие боги(среди исполнителей много Родноверов), часто Шикльгрубер-Дритте Райх-

Антихристианство (но не обязательно). Нередки милитаристские замашки с апелляциями к тематике Второй Мировой. Это направление наиболее серьезно в идеологическом плане, большая часть команд крепки в своих убеждениях и приходят в стиль осознанно. Хотя встречаются и случаи банальной эксплуатации националистической тематики, которая хоть и встречает протесты, но отлично продается. Многие коллективы подвергаются давлению со стороны спецслужб. Обычно за свои тяжкие грехи перед общественным порядком, иногда за пропаганду расового, национального и социального неравенства. Многие не выдерживают, как случилось с Infernal War которые на своем третьем альбоме ушли от правой эстетики к антихристианским играм, которые намного спокойнее и безопаснее. Серьезные и несгибаемые приобретают культовый статус, причем благодаря не идеологии в первую очередь но музыкальной составляющей, которая тоже со временем выходит на вполне серьезный уровень.
Большинство источников отправляет нас к моно-проекту Варга Викернеса Burzum, но заслуженные бойцы этой сцены развивались достаточно самостоятельно, чтобы можно было обращаться исключительно к творчеству Викернеса как основателя.
Наиболее интересные на мой взгляд коллективы это Graveland, Nokturnal Mortum, Weltmacht(проект Akhenaten’a из Judas Iscariot), Krieg, русская команда Темнозорь.

Old-School Black Metal

Примерно с середины-конца 90-ых, начало возрождаться уже было подзабытое любителями тяжелой музыки музыкальное наследие отцов-основателей Black Metal – Venom. С подачи групп Darkthrone, Carpathian Forest, Impaled Nazarene, Nattefrost (проект вокалиста Carpathian Forest), были воскрешены идеалы старой школы. Некоторые взяли за основу панковский подход, отголоски которого были слышны еще в творчестве Venom, но так и не занявшие места в получившем окончательную форму Black Metal. Тематика широка и изысканна – пьянки-гулянки, sex-drugs-and-rock’n’roll, гротескные формы сатанизма, мочеполовой юмор, и попросту веселье. Музыкально это
ответвление не имеет четкой музыкальной характеристики, за исключением того что для музыки характерен довольно ограниченный набор инструментов гитары-бас-ударные. В Old-School Black во главе угла стоит все же концепция. Понимается к сожалению не всеми.
Лидеры: Venom (продолжающие держать знамя стабильности), Darkthrone, Impaled Nazarene, Аццкая Сотона.

ПредыдущаяГлавная Следующая
Пользовательского поиска

карта black-metal сайта

На главную страницу сайта Сергея Летова

ИЖЛТ - курс лекций С. Летова | Интересные места в Москве

«Эмо – стиль, музыка, образ жизни» ДИПЛОМНАЯ РАБОТА СТУДЕНТКИ ИЖЛТ Нестерович Полины Александровны

Больше чем музыка. Структурология современного панк-рока ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Студента ИЖЛТ Чубковца Александра Борисовича