История и развитие современного Black Metal

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Студента 5 курса ИНСТИТУТА ЖУРНАЛИСТИКИ И ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА очного отделения специализации «Музыкальная критика» Литвинцева Ивана

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ Летов С. Ф.

МОСКВА 2009

ПредыдущаяГлавная Следующая

Глава 2. Рождение Дьявола. Возникновение Black Metal

С чего начался Black Metal? Источники дают разные ответы. Одни отсылают нас к творчеству Black Sabbath, другие упоминают как предтечей Кинга Даймонда и Mercyful Fate. На самом деле следует для начала определиться с тем что подразумевается под термином Black Metal. На этой почве в кругах любителей Metal Music присутствуют разногласия. Но чаще всего результаты споров дают два варианта ответа:
1. Black Metal это стиль тяжелой музыки сопряженный с темной или сатанинской тематикой, мрачным сценическим обликом музыкантов, более или менее ярко выраженной антихристианской направленностью.
2. Black Metal это стиль тяжелой музыки, который отличается от других направлений очень сырым гитарным звуком, иногда даже лишенным студийной обработки, скоростными партиями ударных, хрипло-туберкулезным вокалом, совершенно проваленными низкими частотами. Композиции имеют очень примитивную структуру построения, и зачастую базируются на двух-трех рифах.
Придерживаясь только первого варианта можно подогнать под Black Metal практически любого исполнителя тяжелой музыки, лишь бы присутствовали характерные внешние признаки. Далеко не самый четкий метод определения. Так называемая “темная” тематика присутствовала еще в творчестве AC/DC, достаточно вспомнить их раскрученный донельзя Highway To Hell, строчки из которого знакомы любому мало-мальски продвинутому металлисту. Тем не менее ребята всегда исполняли честный и добротный хард-рок, без намеков на какую-либо дьявольщину. Даже про миловидных исполнителей классического рока вроде Led Zeppelin ходили слухи о симпатиях к нечистой силе, но к Black Metal они не имеют отношения.
Второй вариант уже вернее. Тем не менее существуют еще такие направления как crust и grindcore, которые зачастую обнаруживают такое сходство с Black Metal, что неопытный слушатель может запутаться.
В действительности верны оба подхода. Каждый отчасти – в большей степени второй, и уже как второстепенный признак первая характеристика.
В окончательно сформированном виде, проявившемся примерно к 1993-1995 годам, подавляющая часть Black Metal коллективов (как примеры лидеров: Mayhem, Marduk, Immortal, Lord Belial, Rotting Christ, Graveland, Nargaroth, Darkthrone, Burzum) обнаруживала все эти признаки в своем творчестве. Black Metal был ограничен, примитивен и антитехничен, что довольно тяжело влияло на восприятие музыки. Во втором поколении музыкантов, которые внесли свой вклад в окончательное формирование Black Metal, крепко хранились традиции которые были свойственны основателям. Уже не нужно было играть на дребезжащих струнах, так как современные средства для искажения звука позволяли добиться предельно жестокого и грязного звучания, такого какое было необходимо для того чтобы максимально атаковать слушателя, и одновременно не сходить с тропы проложенной основателями. Второе поколение было совсем не похоже на раннюю школу, но очень часто среди самых серьезных и идеологически нагруженных музыкантов можно было обнаружить черты которые были свойственны творчеству old-school.
Таким образом можно позволить себе роскошь отмести в сторону апелляции к Black Sabbath, Mercyful Fate, и другие хард’н’хэви формации, которые считаются основателями, так как музыкально их раннее творчество можно с натяжкой отнести разве что к хэви-метал. Тем не менее их влияние на развитие Black Metal коллективов, в особенности Symphonic Black, присутствует в довольно значительной степени, о чем будет рассказано далее.

Отцы

Ньюкасл, Англия. 1979 год. Трое молодых людей находящихся под сильным влиянием популярных хард-н-хэви коллективов решает поравняться силами со своими кумирами, и создают свою группу которая позже взрастит целое музыкальное направление. Их звали Конрад Лант, Тони Брэй, и Джефф Данн. Свой коллектив они назвали Venom (Злоба) и пытаясь подражать своим кумирам ускорили старый добрый хард-рок до такой скорости, что даже старичкам Motorhead пришлось потесниться под напором такого саунда. Их первая работа называлась Welcome To Hell. Скромный виниловый блинчик, обложка которого была увенчана сглаженной мордой козла которую в то время активно продвигал как торговую марку Антон Шандор Ла Вей, содержала примерно полчаса сокрушительной и остервенелой музыки. Позже все песни с этого альбома станут хитами. Невероятно ускоренный хард-рок приправленный блюзовыми соло, с гитарами настроенными ниже обычного, сырым звуком и рычащим вокалом сразу привлек внимание к команде. Многие песни на альбоме содержат заметные психоделические партии, что наводит на мысль о том что на музыкантов могли повилять “кислотные” команды вроде Pink Floyd или Steppenwolf. Темой которую музыканты начали эксплуатировать были явные и неприкрытые поклоны в сторону чертей, Сатаны и прочей нечисти. До сих пор этот альбом остается одним из лучших что были записаны в Black Metal. Для того чтобы усилить впечатление парни поменяли свои имена на псевдонимы. Так Лант стал Кроносом, Тони Брей стал Аббадоном, а Джефф Данн назвался Мантасом. Venom мгновенно взлетели на музыкального Олимпа. В то же время и музыка, и сценический облик Venom были крайне далеки от того на что похожи современные закованные в кожу, расшитые татуировками, обросшие шипами и железом блэк-металлисты. Гламурные обтягивающие штаны из цветной кожи, леопардовые блузки, шляпы, обувь. Далеко не в последнюю очередь здесь сказывалось влияние Judas Priest, в то время активно эксплуатировавших стиль характерный для гомосексуалистов. Сейчас известно что это была дань наклонностям их вокалиста Роба Хэлфорда. Venom же следовали стилю характерному для популярной группы, обязанной в соответствии с неписаными законами шоу-бизнеса быть яркой и привлекательной для потребителя.
В 1982 году команда выпускает свой второй полноформатник, озаглавленный Black Metal. C этого момента новое направление обретает свое название. На этом альбоме построение композиций стало ближе к хэви-метал, но звук остался таким же сырым и тяжелым. Venom приобретают культовый статус. Их становится модно слушать. На их концертах можно было увидеть представителей самых разных субкультур. Панки, металлисты, скинхеды.
Во многом своей популярностью Venom обязаны тем что явились на музыкальную сцену как глоток воздуха среди жарких песков пустыни. Тогдашняя металлическая сцена начинала приходить в упадок. Все больше коллективов начинало делать ставку на создание коммерческой музыки, которая приносила больше денег но уже не несла такого заряда оптимизма, ярости, напора, и искренности которые до сих пор остаются одними из сопутствующих качеств для коллективов стилей хард и хэви.
Также в сильной своими традициями Англии, где многие из семей взращивали детей в жестко христианских традициях, песни восхваляющие дьявольщину и нечисть были отличным вариантом протеста давлению со стороны родителей. Поэтому подавляющую часть поклонников команды составляли именно молодые слушатели.
Несмотря на свои сатанинские тексты, жесткие шоу, неизменно сопровождающиеся активным использованием пиротехники, скандальную репутацию, Venom не были дьяволопоклонниками. Возведя нечисть в статус культа, они не упускали случая хорошенько посмеяться над своим творчеством. Это очень ярко заметно в некоторых из их песен сатанинской тематики:
“Я в союзе с Сатаной, я был взращен в Аду. Я шагаю по улицам Салема, среди живых мертвецов. Я не хочу слышать о том что хорошо или плохо. Я пью кровь детей, услышь мою молитву в ночи. Взгляни вверх, там где высоко светит луна, я везде, я там, в тени ночной. Я – Зло, в Союзе с Сатаной”.
In League With Satan, “Welcome To Hell”, 1981 год.
Эта песня построена как военный марш – простейший барабанный ритм без поддержки баса, и по-панковски веселая мелодия ведущей гитары. В совокупности со злым текстом она инструментальная составляющая ставит задачей создание хорошего настроения у внимательного слушателя. Некоторые из песен сатанинской с виду тематики напротив уделяют внимание больше осуждению человеческих пороков. Такова например песня 1000 Days In Sodom все с того же Welcome To Hell:
“Нечестивый город, грешников восторг. Ни один не остался в стороне, ни один не был забыт. Ненависть и бойня, деградация и похоть, саморазрушение ничем не остановить. Никто не знал кощунства вне стен городских, ни один не услышал крика о помощи, никто не услышал зова.”

1000 Days In Sodom, “Welcome To Hell”, 1981 год.

Это вольный перевод, но строки свидетельствуют что парни воспевая Сатану не чурались и серьезных тем. Многие из их песен отражают то что музыканты видели в мире окружающем. В целом основатели стиля представляли из себя обычных рок’н’ролльщиков, которых больше волновали пиво, секс, удовольствия нежели мало-мальски серьезные религиозные вопросы. Дьявол был продуктом, который приносил хорошие деньги. Как повелось если можно что-то с выгодой продать, то почему бы этого не сделать?
Так получилось что совершив прорыв в тяжелой музыке, сами отцы основатели начали сдавать свои позиции. После линии прямолинейных альбомов, в 1985 они выпускают полноформатный Posessed оказавшийся значительно слабее своих предшественников. Задор и драйв остались, но сама структура композиций изменилась в далеко не лучшую сторону. Ритмическая секция была слабой, гитары тоже потеснились. Хотя грязи все еще хватало. Дальше в группе начались разногласия и кадровые перестановки, но для нас они не представляют особой важности, поэтому можно занавес над ними можно опустить.

Семя

А сейчас мы возьмем и переместимся в… Нет, не в Норвегию. Принимая во внимание то влияние которое оказали норвежские музыканты на развитие Black Metal все же хочу включить в историю стиля тех музыкантов, участие которых в развитии стиля незаслуженно замалчивается.
Время действия 1983 год. Германия. Трое парней известные под сценическими псевдонимами Angelripper, Agressor, и Witchhunter создают свой проект. Название избранное ими для своего детища отсылает нас к библейскому городу и через несколько лет станет одним из стандартов качества, по которому будут измерять качество и пригодность молодых коллективов. Имя этому монстру – Sodom. Во всех обзорах эта команда упоминается как один из лидеров thrash metal сцены, и действительно начиная с 1987 года эти ребята сыграли большую роль в становлении стиля. Пройдя сквозь годы перетасовок в составе, постоянно утяжеляя и ускоряя свой звук, эти люди станут одним из эталонов стабильности и бескомпромиссности, так ценных в тяжелой музыке, особенно среди засилья коммерческих проектов проявлявшихся на протяжении всей истории тяжелой музыки.
Итак три амбициозных парня создают команду и начинают репетировать. В 1984 году они выпускают свой первый альбом под названием In The Sign Of Evil. На обложке красовался мускулистый палач с мечом обращенным против слушателя. Зловещее сочетание красного и черного безусловно впечатляло. Содержимое не уступало обложке. Гипертрофированно-низко настроенные гитары, жесткие ударные и вокал больше напоминающий хрип мертвеца создавали воистину дьявольскую атмосферу. Интересно что даже сейчас, спустя 24 года, этот альбом не потерял своей свежести и оригинальности. Музыкально в нем чувствовались идеи Venom, но как и в случае с отцами основателями, желание переплюнуть образчик для подражания вылилось в далеко идущее развитие. Многие скептически относятся к утверждению что Sodom некогда исполняли Black Metal. Почитаем тексты:
“Black Metal лишь игра в которую я играю, никто не укажет мне правильный путь. Я кровавый Антихрист, верю лишь в плохое, плюю на церкви, зло я встречаю. Права смерти, возвращение в Ад, я – сын Сатаны, атакую тебя заклинанием.”

Blasphemer, “In The Sign Of Evil”, 1984.

Сами музыканты утверждали в своих песнях что исполняют Black Metal. Учитывая то что музыкально они отлично вписывались в набор характеристик стиля Black Metal, которые были сформированы творчеством Venom, лирическая составляющая обращалась к неизменным темам сатанизма и нечистой силы, не остается сомнений в том что Sodom были одними из первопроходцев стиля. Помимо них в тот же период были сформированы еще две команды, которые музыкально и лирически так же отлично вписывались в рамки нового стиля – все в той же Германии создаются Destruction и Kreator. Как и Sodom они берут ориентир на создание жесткого и бескомпромиссного звучания, высокую скорость исполнения, и темную направленность в лирике. На ранних фотосессиях музыканты “золотой троицы” – Destruction, Kreator, Sodom, предстают на кладбищах, затянутые в кожу, увешанные шипами и ошейниками, с перевернутыми крестами. Кстати присутствующие на музыкантах патронташи говорят о том что скорее всего тут еще должно быть влияние Motorhead. На моей памяти, Лемми Килмистер был единственным кто носил этот атрибут в комбинации с любой одеждой. У каждой из трех команд раннее творчество прямо относилось к Black Metal. Неизвестно, было ли это следствие технической слабости музыкантов, или нехватки денег на качественное оборудование и оплату услуг студийных работников. Но так или иначе эти исполнители внесли свой взнос в формирование стиля.
Вернемся к Sodom. В 1986 году они выпускают альбом под названием Obsessed By Cruelty. Это был действительно первый полноценный альбом группы. Скорость и напор достигли невероятного уровня. Звучание стало предельно экстремальным. Естественно понятие предельно экстремальный подразумевает верхнюю планку для тех времен. Несмотря на злобу и жестокость на альбоме нашлось место и для среднетемповых, медленных композиций. Это одно из качеств которое позволяет избежать возникновения у слушателя чувства однообразия.
Самыми ранними детьми стиля Black Metal, порождениями тьмы, стали Sodom и Destruction. Это звание они носят по праву, так как одними из первых выпустили альбомы записанные в этом стиле.
Kreator все же опоздали на целый год со своим дебютником. Интересно что у Sodom, на их альбоме Obsessed By Cruelty присутствует песня Deathlike Silence. Точно так же назывался собственный лейбл Еуронимуса, лидера норвежского Black Metal коллектива Mayhem, который сыграл огромную роль в становлении.. Нет, скорее в популяризации Black Metal о чем пойдет речь чуть позже. Песня очень яркая и при прослушивании альбома сразу отмечается слушателем в первую очередь. Учитывая то что Еуронимус был владельцем магазина по продаже музыки, вполне вероятно что он был хорошо знаком с творчеством Sodom и они могли оказать влияние на развитие творчества Mayhem. В приложении присутствует фотография, свидетельствующая о том что музыканты были знакомы (фото 1). На ней изображены Еуронимус, Некробутчер (басист Mayhem) и Tom Angelripper – лидер и вокалист Sodom, запечатленные в одном из германских пабов. В пользу того что члены Mayhem слушали Sodom говорит также фотография вокалиста группы Dead’a (фото 2). На футболке которая видна из под куртки музыканта отчетливо виден рисунок с обложки альбома Sodom – Persecution Mania (фото 3). Учитывая то что в субкультуре металлистов футболки нелюбимых команд носить вряд ли кто станет, можно принять версию того что творчество Sodom могло повлиять на другие молодые коллективы исполняющие Black Metal.

Стражи Гробниц

А теперь я хотел бы упомянуть об одном коллективе, участие которого в развитии Black Metal чаще всего замалчивается. Отчасти дело может быть в том что за двадцать лет своего существования команда так и осталась в андерграунде, что связано в первую очередь с тем что музыканты не относились до всерьез к своему творчеству. Тем не менее их влияние на развитие стиля трудно не заметить, особенно если учесть что в симпатиях к из творчеству признавались такие монстры как Еуронимус из Mayhem, Fenriz из Darkthrone, участники Satyricon. Речь пойдет о бразильской формации под названием Sarcofago. До сих пор информации об этом коллективе мало даже на зарубежных ресурсах, в России нельзя найти даже их биографии. Тем не менее, на основе имеющихся данных я попытаюсь рассказать о творчестве этого коллектива, чтобы читатель имел представление об одной из самых незаурядных формации раннего Black Metal.
Итак история Sarcofago начинается в 1985 году, в Бразилии. Двое молодых людей которых звали Wagner Antichrist и Gerald Incubus собирают свой коллектив и пытаются как и все превзойти существовавшие в то время металлические коллективы.
Два года спустя выходит дебютный альбом I.N.R.I. (Иисус Назорей, Царь Иудейский). Уже на первом альбоме был взят ориентир на жестко сатанинскую основу как ведущий творческий подход. Материал выданный на-гора музыкантами превосходил все что тогда было издано под маркой Black Metal. Это одна из первых команд которая начала использовать в своем творчестве бласт-бит. Bathory, Mayhem, Sodom, Kreator, и другие ведущие в то время коллективы предпочитали использовать традиционные ритмические конструкции. Вдобавок ко всему их музыка была достаточно наивной, технический уровень не позволял выдавать достаточно серьезный материал. В противовес всем Sarcofago выдали альбом сочетавший в себе все положительные стороны экстремального направления. Сырые но качественно отмастеризованные гитарные партии, глубокий и сильный вокал, ломанная ритмическая структура композиций. Материал был тяжелый, злой но при этом отлично продуманный. Соратниками по оружию в Бразилии, в то время были Sepultura. На своих первых альбомах – Bestial Devastation и Morbid Visions они играли Black Metal, но учитывая то что уже с выходом Shizophrenia их звучание сместилось в сторону Thrash Metal, можно обойтись упоминанием о них как об одном из ранних явлений набиравшей тогда обороты экстремальной сцены.
Стоит заметить что в отличие от европейцев держащихся ближе к традициям, латиноамериканские команды отличаются большей страстью в своем творчестве. В любом стиле который они ни избирают музыка получается на порядок интенсивнее, атмосфернее, и оригинальнее европейской. Впрочем их музыкальные явления нечасто прорываются за пределы Родины.
Возвращаемся к Sarcofago. Из-за большого количества примочек которые музыканты использовали на своем альбоме, участники Sepultura обвинили музыкантов в том что они не смогут воспроизвести это на концертах и этим эффектам нет места в тяжелой музыке. Это послужило поводом для конфликта между двумя коллективами, но бурного противостояния между коллективами замечено не было.
Через два года после релиза I.N.R.I музыканты выпускают альбом Rotting на котором звучание сместилось в сторону Thrash Metal, ярко проявившемся в построении композиций. Но какого Thrash Metal. Бурный южный темперамент и здесь сказался. Альбом был не так насыщен низкими частотами как дебютник, но звук стал более острым и песни стали намного быстрее. Этот релиз стал одним из самых типичных для зарождающегося нового поколения Black Metal. Одновременно он стал последним блэк-металлическим альбомом для Sarcofago. В 1991 году они выпускают The Laws Of The Scourge на котором звучание варьировалось между Thrash и Death Metal, а в дальнейшем увлекаются экспериментами с электроникой и начинают исповедовать больше панковские подходы к творчеству.

Куортон

В 1983 году, в Стокгольме стартовал проект который стал одной из искр позже разросшейся в пламя охватившее умы скандинавской молодежи. Молодой шведский парень по имени Эйс Борье Форсберг и пара его друзей создали сольный проект во многом инспирированный творчеством Venom, Kiss и другими модными в то время командами, составлявшими костяк тяжелой сцены.
В основу подхода к созданию музыки был положен принцип “играть что угодно главное быстро”. Как и многие музыканты шедшие по тропе Black Metal ребята поменяли свои настоящие имена на псевдонимы. Эйс стал Куортоном Сетом, Йонас Экерлунд стал Вансом. Настоящее имя третьего участника неизвестно, его псевдонимом было имя Ханой. Кстати Йонас Экерлунд позже прославился как талантливый клипмейкер. Название проекта все время менялось. В начале была избрана вывеска Nosfearatu. Потом некоторое время тасовались имена разных чертей – Natas, Mephisto, и наконец музыканты остановились на том названии которое позже каленым железом будет выжжено на костях истории тяжелой музыки – Bathory. Название было взято в честь венгерской графини прославившейся склонностью насилию и умерщвлявшей целомудренных девиц, ради сохранения своих красоты и молодости. Под этим названием музыканты и начали репетировать, попутно записывая разные демо. В 1984 году ребята уговорили человека по кличке Босс поместить пару композиций группы на сборник скандинавских металлических команд. Участие в сборнике не особо помогло с раскруткой, но спустя несколько лет Босс организует свой лейбл который по предложению Куортона будет назван Black Mark Productions – так в начале карьеры Куортон маркировал свои пластинки, чтобы скрыть отсутствие контракта с лейблом.
Некоторое время спустя Куортон набирает сессионных музыкантов и в рекордные сроки записывает дебютный альбом который был незатейливо озаглавлен “Bathory”. Он содержал девять песен и эмбиентное аутро. Впоследствии песни с трех первых альбомов будут многократно переиграны ведущими исполнителями Black Metal, начиная от мэйнстримных поп-блэк-метал формаций и заканчивая некоммерческими андерграундными коллективами.
Несмотря монотонность и однообразие, альбом получился предельно агрессивным и скоростным. Качество записи было откровенно поганое, но это лишь усилило впечатление от прослушивания. Наиболее удачные композиции на мой взгляд это Sacrifice и In Conspiracy With Satan. В них заряд драйва достигает пика совершенства, полностью соответствуя потенциалу группы на тот момент.
К моменту начала работы над вторым альбомом, звукозаписывающая фирма с которой работали музыканты высказала недовольство качеством записи дебютной пластинки, и отправила музыкантов в профессиональную студию. Но беспробудное пьянство музыкантов во время рабочего процесса, а также эксперименты бас-гитариста с достижениями фармацевтической индустрии привели к тому что группу выгнали из студии, так и не позволив окончить запись. Несмотря на препятствия Куортон с грехом пополам умудрился завершить запись и сведение альбома, и в 1985 году выдал на-гора второй полноформатник под названием The Return. Этот альбом стоит отметить особо из всех релизов относящихся к раннему творчеству Bathory. Монотонность и однообразие так и остались в творчестве коллектива, что роднило его с первоначальным релизом. Но звучание претерпело изменения. Если первую работу команды отличал плоский “лесопильный” звук, то звук второго альбома надолго установил стандарты звучания в Black Metal. Несмотря на примитивизм и ярко видную сейчас наивность, музыканты смогли создать на альбоме непередаваемо мрачную атмосферу, достижением которой не могла похвастаться ни одна из команд тех времен. После двухминутного интро воображение слушателся бросает его в мрачную камеру, и на протяжении всего альбома ему удается побывать на кладбищах, черных мессах, в заброшенных склепах и подземельях. Каждая песня имеет свою индивидуальную атмосферу, несмотря на крайнюю ограниченность в изобразительных средствах. И все это создано на рок’н’ролльных риффах. Позже в конце 90-ых годов, Фенриз из Darkthrone - культовой команды второго поколения Black Metal так скажет об этом альбоме: “Если ты не понял альбом Bathory – The Return, то тебе запрещено обсуждать со мной вопросы Black Metal. Этот альбом наиболее наглядно демонстрирует что такое Black Metal”.
Кстати после выхода альбома Эйс задумал устроить для команды турне, и на временное замещение вакансии барабанщика из Германии был приглашен ударник Sodom – Крис Witchhunter. Но из-за организаторских проблем турне не состоялось, и Крис вернулся под крыло папаши Angelripper’a где и продолжил свою карьеру до конца 80-ых.
Ранние альбомы Bathory всколыхнули металлический андерграунд Скандинавии. Третий диск Under The Sign Of The Black Mark стал образцом для подражания многих блэк-металлических коллективов. Аббат – лидер Immortal в одном из своих интервью говорит о том что этот альбом был самым злобным из всех что он слышал в то время. Звук стал более рыхлым и грязным. Скорость достигла предела. Это был последний чисто блэк-металлический альбом для Bathory. В 1988 году выходит альбом Blood, Fire, Death звучание на котором сместилось ближе к дэт-метал саунду. Одновременно Куортон умудрился оригинально соединить жесткие трэшевые пассажи с балладно-акустическими протяжками. Это был прототип того что позже назовут Viking Metal. Вместо квазисатанинских изысков Куртон начал воспевать древних скандинавских богов. Тексты приобрели более полноценную форму. Теперь вместо детских стихов в стиле “Сатана-Сатана, до чего ж ты хороша!” каждое стихотворение представляло из себя повествование на отдельную тему. Естественно гармонично вписывающиеся в общую тему альбома. Но окончательно закрепил новое направление которое будет называться Viking Metal, альбом 1990 года Hammeraheart. Этот альбом стал ключевым. После агрессивных прямолинейных ранних альбомов и переломного Blood, Fire, Death, Куортон выработал свое специфическое звучание. Теперь музыка Bathory преобразилась в медленные атмосферные композиции. Песни стали очень эпическими и были активно инкрустированы акустическими и синтезаторными вставками. Для усиления впечатления композиции были сдобрены партиями бэк-вокала основа для которых была исполнена Куортоном вживую и позже размножена на аппаратуре в хоралы.
Как результат была достигнута невероятно эпическая и торжественная атмосфера. В текстах присутствовали переживания от природы, оды богам, описания славных битв. Позже это знамя будет подобрано такими коллективами как Vintersorg, Thyrifing, Enslaved. Каждый шел по тропе проложенной Куортоном, попутно развивая и изменяя первоначально заложенные основателем идеи на свой лад. Далее Куортон выдал альбом похожий на Hammerheart, и на протяжении 90-ых экспериментировал с музыкой, за пару лет до своей смерти вернувшись все же к тому Viking Metal, который прославил его на Hammerheart. На протяжении этого времени выходили разные трибьюты и сборники команды. Записанные Куортоном первые 5 работ стали образцами для подражания многих коллективов, в особенности на норвежских исполнителей, о которых мы сейчас и поговорим.

В огне деревянных церквей

В начале 90-ых годов Скандинавию потрясла череда громких и возмутительных происшествий, связанных с осквернением могил, поджогами церквей и убийствами. В ходе расследования полиция обнаружила связь между этими событиями и группой… нет, скорее субкультурой молодых людей, часть которых составляла организацию с пафосным названием “Черный Внутренний Круг Норвегии”. Один из членов Круга, Варг Викернес подозревавшийся в качестве зачинщика беспорядков вскоре был арестован по обвинению в убийстве своего друга и партнера по проекту Mayhem – Ойстена Аарсета, известного в кругах любителей тяжелой музыки как Еуронимус. Помимо работы в составе Mayhem, Викернес имел свой собственный проект который был озаглавлен как Burzum. Название было найдено им в книгах Толкиена и означало “тьма”.
После продолжительного следствия были доказаны причастность Викернеса к убийству Еуронимуса, а также к ряду актов вандализма. В результате артист был осужден на 21 год лишения свободы и отбывает свой срок по сей день.
Эту историю знает любой начинающий любитель блэк-метал. Газетный шум вокруг норвежских беспорядков обеспечил экстремальному стилю отличный пиар. Многие люди, доселе не знавшие ничего мощнее Metallica или Pantera кинулись скупать альбомы представителей норвежской сцены, чтобы узнать что представляет из себя эта музыка, исполнители которой воплощали свои идеи в жизнь самыми радикальными методами. Многих ждало разочарование. Признаться когда я сам услышал альбом Burzum “Burzum”, то в голове всплыла мысль: “Эй, постойте! Что мне подсунули? Если это стеб то затянутый. Если нет то почему автор в тюрьме а не в психушке?”
Правда позже знакомство с поздним творчеством Викернеса немного утихомирило шквал возмущения.
Музыка. Все началось в 1984 году, когда Ойстен Аарсет тогда еще ходивший под псевдонимом Destructor, решил собрать свой коллектив. Как и у многих команд музыка которую они начали играть была во многом инспирирована творчество Venom и Bathory. В первоначальный состав вошли: Басист Necrobutcher, ударник Manheim, вокалист Messiah, и в качестве гитариста сам Аарсет. Некоторое время спустя он меняет свой псевдоним на Еуронимуса – греческого принца смерти. В качестве небольшого лирического отступления отмечу то что похоже большая часть исполнителей Black Metal в качестве источника имен, псевдонимов и названий, использует Сатанинскую Библию Антона Ла Вея. В одной из глав книги приводится подробный список в котором описываются темные языческие божества. Там можно найти всех Самаелей, Ариманов, и Мардуков с подробными описаниями.
В 1985 году выходит первая демо-запись, которая будет названа “Pure Fucking Armageddon”. Лента состояла из двух сторон на одной из которых присутствовали полноценные композиции, а на другой репетиционные “минусовки” – варианты песен без вокала. Альбом имел крайне поганое качество даже для блэк-металлической формации, и восприниматься как музыкальное произведение может собственно или закоренелыми фанатами Black Metal, или шумовиками.
В 1987 году выходит второй альбом команды, который был назван Deathcrush. На нем звучание команды претерпело изменения в лучшую сторону. Отныне гитары и бас не сливались в одну дорожку, четко звучала секция ударных, а вокал не напоминал плевки в обернутый ватой микрофон. Эта запись не была особо продолжительной, но учитывая насколько короткий у музыкантов бэк-каталог ничего не остается как принимать его в качестве полноформатника. Из всех альбомов которые были записаны в Black Metal это один из самых эпохальных, так как именно на нем доселе характерное для стиля рок’н’ролльное звучание начало смещаться с сторону трэшевых ритмических импровизаций. Как дань отцам на пластинке присутствовала кавер-версия песни Venom – Witching Hour.
Альбом вышел довольно небольшим тиражом на собственном лейбле Еуронимуса, называвшимся тогда Posercorpse Music. После выхода альбома начались перестановки - на место Маньяка сменившего вокалиста Мессию, пришел швед Пер Олин по кличке Dead. Также Mannheim’a сменил Ян Аксл Фон Бломберг назвавшийся Hellhammer. Позже он войдет в элиту самых искусных барабанщиков тяжелой музыки. Это существенно укрепило технический состав команды.
Кстати именно эта команда, начиная примерно с 1987-89 года, внедрила в сценические образы музыкантов такой атрибут как корпспейнт (англ. Corpsepaint – трупная раскраска), который впоследствии стал одной из важнейших составляющих имиджа представителя стиля Black Metal.
Корпспейнт представляет из себя черно-белую, иногда с переходами по тонам, мрачную раскраску, которой исполнители блэк-метал используют на концертах и фотосессиях. Обычно при упоминании термина “корпспейнт” все источники ссылаются на то что похожую разновидность грима использовали еще Alice Cooper и King Diamond. Это верно отчасти. Если искать предпосылки, то ближе всех по принципу раскраски будет Alice Cooper, который подводил глаза черным гримом для того чтобы они выглядели запавшими, как у вампира или мертвеца. King Diamond в отличие от Cooper’a напротив, старался изобразить персонажа более близкого к каннибалу или демону, что заметно по слоям черной краски стилизованной под потеки крови на губах и глазах. Сюда же можно отнести музыкантов Kiss, которые с помощью краски пытались изобразить из себя определенных персонажей – кот, демон, пришелец, и звездный мальчик. Визуальное сходство здесь присутствует, но исключительно в цветовой гамме. Принципы нанесения рисунка сильно отличаются от принятых в Black Metal.
Из представителей стиля Metal Music, нечто похожее на корпспейнт использовали на концертах швейцарцы Celtic Frost, но учитывая сценическую одежду стилизованную под доспехи которую носили музыканты, их раскраска ближе к воинскому гриму.
В Black Metal корпспейнт поначалу служил для того чтобы усилить гнетущее впечатление от концертов – пиротехника, останки животных, жестокая музыка, и музыканты раскрашенные черно-белыми красками довершают всеобщую картину театра ужасов. Наиболее четко понять что такое настоящий корпспейнт, можно заглянув в буклет альбома группы Cradle Of Filth – The Principle Of Evil Made Flesh (1994). В середине буклета присутствует ряд фотографий участников, лица которых раскрашены как у настоящих мертвецов – затемнены участки лица с мягкими тканями которые быстрее всего подвергаются разложению после смерти, особо четких контуров у черных пятен расположенных на покрытой белилами коже нет, что ближе к виду настоящего разлагающегося тела.
Музыканты Mayhem были первыми из тех кто начал использовать эту разновидность раскраски для своих шоу. Через некоторое время другие представители Black Metal сцены заметили этот атрибут и он им страшно понравился. Дело не только в том что он помогал в формировании мрачного образа. Многие начали обнаруживать что рисунок изображаемый на лице очень хорошо отражает характер его носителя. Нечто сродни татуировке, за исключением того что рисунок легко устраняется при помощи губки и воды. Если взглянуть на фото таких людей как например музыканты Marduk или Immortal то можно будет заметить что раскраска каждого музыканта дает поверхностное представление о характере носителя. Активный и деятельный Abbath (Immortal), суровый и сдержанный Morgan Hekansson (Marduk), сильный и флегматичный Horgh (Immortal). Для подбора рисунка во многом важно чувственный фактор. Несмотря на сходство в форме рисунка у некоторых музыкантов, в большинстве случаев у каждого музыканта он строго индивидуален и редко меняется на протяжении творческой карьеры. Также корпспейнт отлично помогает создать своего рода психологический барьер между зрителем и музыкантом. Всего два цвета нанесенные на кожу, стирают личность и на сцене музыкант уже не воспринимается как обычный человек. Из исполнителей Black Metal от трупной раскраски окончательно отказались лишь такие музыканты как Rotting Christ, Emperor, Astarte, и некоторые другие. Обычно это происходит на том этапе, когда коллектив уже твердо стоит на ногах и имеет статус более-менее независимого, когда отпадает нужда в излишнем эпатаже и сценических наворотах. В случае с Rotting Christ и Emperor все же дело больше в открытости музыкантов – у первых это заметно по откровенности стихов, у вторых по мощи творческих идей, которые были настолько весомыми, что потребность в излишних сценических атрибутах уже отсутствовала.
Вернемся к Mayhem. В начале 90-ых годов музыканты устраивают концертные тур по Европе, который помогает им усилить популярность среди андерграундной молодежи. Во время этого тура был записан легендарный концертный альбом Live In Leipzig. Несмотря на то что это не была номерная работа, следует сказать пару слов о содержании. Альбом содержал девять песен, среди которых были хиты с альбома Deathcrush, пара новых с грядущего De Misteriis Dom Sathanas, и редкие вещи с демо-записи. На это альбоме звучание характерное для Black Metal достигло пика. До сих пор ни один коллектив не смог создать на своем альбоме такую атмосферу, которая была присуща Live In Leipzig. Гитары на альбоме звучат неимоверно грязно, и воспринимаются слушателем как мотки ржавой колючей проволоки вонзающиеся в живую плоть. Технический уровень исполнения достаточно низок для того чтобы извлекаемые ноты не сливались в кашу. Вокал Dead’a звучит грязно и злобно. Шведский акцент усиливает бесчеловечность атмосферы. В целом у слушателя возникает впечатление близкое к тому что на сцене стоят дикари в звериных шкурах и пытаются извлечь упорядоченный ряд звуков. Вот только мастерства для этого им явно не хватает.
Из всех официальных альбомов выпущенных Mayhem, Live In Leipzig остается единственным на котором запечатлен вокал Dead’a. Вскоре после окончания концертного тура произошло событие которое перетряхнуло все планы музыкантов. 8 апреля 1991 года Пер Олин покончил с собой, вскрыв себе вены и выстрелив в голову из охотничьего ружья, патроны к которому ему подарил на Рождество Варг Викернес. Пришедший некоторое время спустя Еуронимус первым делом побежал за пленкой и фотоаппаратом, и сфотографировал Dead’a. В книге Мойнихэна подробно расписываются свидетельства очевидцев, утверждающих что ради раскрутки Еуронимус собрал части черепа Dead’a чтобы сделать из них ожерелье, и кусочки мозга для того чтобы съесть и потом называть себя по праву людоедом. Этот человек ничем не гнушался ради славы. Позже фотография мертвого Dead’a была размещена бутлеггерами на обложе концертного альбома The Dawn Of The Black Hearts – пиратской записи концерта в Сарпсборге. Качество записи на альбоме ужасающее даже для Black Metal коллектива, и интерес он может представлять только из-за своей обложки.
После смерти Dead’a группу оставил бас-гитарист Necrobutcher, и спустя некоторое время его заменил Stian Occultus, однако долго он не продержался и его место занял молодой человек по имени Varg Vikernes. Это был исторический момент. Спустя некоторое время именно благодаря Викернесу команда войдет в историю, а Еуронимус получит то к чему так долго стремился – прославится, хотя и посмертно.
До своего прихода в Mayhem Викернес играл в собственном моно-проекте Uruk-Hai, самостоятельно осваивая необходимые инструменты для того чтобы тянуть проект самому, так как в Бергене где он проживал было очень трудно найти музыкантов для творчества в области тяжелой музыки. Некоторые из ранних работ Викернеса потом вошли в альбомы его нового проекта Burzum. В 1989 году ему все же удается найти в Бергене подходящих музыкантов и он основывает команду Old Funeral, но долго этот состав прожить не смог и через некоторое время музыканты расходятся. В истории остался один альбом команды, который называется The Older Ones. Русская компания ФОНО в 2003 году выпустила его в России.
После Old Funeral Викернес пристроился в Satanel, но так как серьезно музыканты к проекту не относились, через некоторое время они разошлись по своим проектам. Кстати его напарником по Satanel был один из будущих отцов легендарного Immortal – Abbat Doom Occulta.
В 1991 году Кристиан меняет свое имя на Varg. Вернее официально он принял это имя только спустя несколько лет. В то же время он просто просил своих друзей называть его этим именем, обозначавшим на норвежском “волк”, в противовес имени Кристиан ассоциировавшемся у него с ненавистным христианством. Сценическим псевдонимом у него стал Count Grishnackh. Также в 1991 году он основывает новый проект Burzum, с которым он будет работать впоследствии. Одновременно c работой в сольном проекте он замещает должность бас-гитариста в Mayhem. В течение года Варг записывает три демо-ленты и самостоятельно распространяет их в кругах любителей тяжелой музыки. Через год на новом лейбле Еуронимуса Deathlike Silence выходит дебютный полноформатный альбом, озаглавленный Burzum. Музыкально он представлял из себя что-то среднее между творчеством Bathory и Celtic Frost. Высокая скорость ударных, отрывистые жужжащие гитарные рифы, и душераздирающий вокал. Если это можно назвать вокалом. В Black Metal вообще начала складываться такая традиция, когда вокальные партии диссонируют с мелодической линией и несут больше нагрузку по передаче информации слушателю.
Одновременно с началом работы с Mayhem и Burzum, Викернес становится одним из членов Черного Внутреннего Круга Норвегии и начинает подталкивать других к войне против христианства. В одном из поздних интервью которое Варг дал уже в тюрьме, он утверждает что сборище сатанистов которые входили в Черный Круг было преимущественно скоплением неудачников жаждавших самоутверждения, и единственным кто пытался подтолкнуть их на серьезные действия был лишь он сам. Это довольно близко к истине, учитывая то что в действительности эти люди больше пытались заявить о том насколько они злы и темны, нежели всерьез помышляли о борьбе против христианства. Тем не менее нашлось несколько пассионариев, которые разделили идею Варга о том что христианство было навязано Норвегии кровью и огнем, и ими же должно быть смыто.
Начало боевой карьеры Викернеса и его сторонников было отмечено нападениями на автобус группы Paradise Lost и визитом в Швецию, где малолетние любители Black Metal подожгли дверь квартиры Криса Джонсона из Therion. Свои акты агрессии они обосновывали тем что эти команды не являлись сатанинскими и следовательно представляют из себя врагов.
Некоторое время спустя они переходят к решительным действиям. Норвегию постепенно захватывает волна преступлений – осквернения могил, сожжения церквей и похищения людей. В своем стремлении вести борьбу с христианством, норвежские музыканты были настроены крайне серьезно. Фотография сожженной церкви в Фантофте Викернес поместил на обложку своего миньона “Aske”. На этом альбоме отметился также Samoth – участник легендарных Emperor, о которых пойдет речь немного позже. В 1993 году Викернеса арестовывают по подозрению в незаконном хранении взрывчатых веществ, но через три месяца отпускают за отсутствием доказательств. К этому времени подоспел второй полноформатный альбом Burzum – “Det Som Engang Var” (То Что Было). Поначалу Викернес намеревался выпустить его на своем лейбле, как и альбом “Aske”, но учитывая то что документы приготовленные для нового лейбла остались в руках полиции после обыска на предмет наличия взрывчатки, пришлось заключать соглашение с Еуронимусом. В процессе подготовки альбома к выпуску усилились разногласия между Аарсетом и Викернесом, в результате чего произошла окончательная размолвка между музыкантами и быстро оформив свой лейбл Cymophane Prod., Викернес выпускает альбом на лейбле Voices Of Wonder.
Тираж в количестве 950 экземпляров был выпущен в продажу незадолго до событий, которые приведут к аресту Викернеса.
Источники разнятся описывая эти события. Но известно точно что одной из причин которые привели к размолвке были трения на финансовой почве. Будучи крайне плохим предпринимателем Ойстен Аарсет не умел вести дела своего лейбла, его магазин также не приносил ощутимой прибыли. В результате Еуронимус оказался на грани банкротства, и вопрос когда он окончательно падет был делом времени. Не имея навыков ведения дел с лейблом он брал деньги в долг и не торопился с расплатой даже когда получал определенную прибыль. В частности такая ситуация сложилась с первым альбомом Burzum. Вдобавок ко всему Еуронимус начала распространять насчет Викернеса нелестные слухи и поговаривать о планах убить его. Все эти события начали вызывать неприязнь к Аарсету не только у Викернеса, но и у членов металлического андерграунда. Это противостояние должно было вылиться в крайнюю форму.
10 августа 1993 года Варг Викернес и новый участник Mayhem Снорре Рух отправились в Осло для того чтобы поговорить с Еуронимусом и по дороге заехать в Сарпсборг, отдать Металлиону промо-футболки Burzum. Примерно к 4 часам утра они приехали в Осло и Викернес постучал в дверь дома Еуронимуса. Между ним и хозяином дома началась перепалка которая скоро переросла в драку. Результатом стала смерть Еуронимуса, от нанесенных ему Гришнаком примерно 26 колотых ножевых ранений. Сам Викернес позднее утверждал что это была только самооборона, а большую часть ран Еуронимус получил когда свалился во время драки на разбитое стекло. Спустя несколько дней Варг был арестован. В статьях посвященных Истории Бурзум, в процессе следствия применялись незаконные методы дознания, оказывалось давление на Снорре Руха бывшего с ним в вечер убийства Еуронимуса.
Надо заметить что парни из Черного Круга занимавшиеся актами вандализма и поджогами церквей сильно потрепали нервы полицейским и чиновникам. В результате работы по данным делам они долго не могли найти зацепок, и можно сказать что Викернес стал козлом отпущения, один за всех. Учитывая его резкие высказывания на националистической почве, против христиан и евреев, вполне естественно что на его примере власти решили показать что бывает с теми кто нарушает общественный порядок. Безусловно парень не был так плох как его рисовали газетчики. Но коктейль из националистических, антихристианских идей, участие в убийстве и причастность к поджогам церквей создали ему наимрачнейший образ в глазах обывателя. Нет ничего удивительного в том что симпатии большей части общества были не на его стороне. В результате Викернес был осужден на 21 год тюремного заключения, а его приятель Снорре бывший в ту ночь с ним в Осло, осужден на 8 лет.
Для Викернеса это были тяжелые времена. Все друзья и музыканты отвернулись от него. Одними из немногих кто продолжил поддерживать с ним контакт были ребята из группы Darkthrone. На альбоме Transilvanian Hunger они даже использовали его тексты для последних четырех песен.
Для Mayhem смерть Еуронимуса стала ударом. Конечно неприязнь к нему присутствовала даже среди членов Mayhem, но никто не ожидал что все закончится его смертью. В результате второй альбом Mayhem ударник группы Helhammer вынужден был дописывать самостоятельно. Для исполнения вокальных партий был завербован венгр Атилла Кисшар, позже прославившийся как лидер Cyber Black Metal команды Aborym. Ходили слухи что после убийства Варгом Еуронимуса Hellhammer переписал все партии баса на альбоме, исполненные до этого Варгом, но с его стороны подтверждения этому не было, так что можно отнестись к этому как к одной из глупых сплетен.
В 1994 году состоялся релиз. Этот альбом стал историческим. Многие из Black Metal коллективов второго поколения тогда только вставали на ноги и искали новые ходы, и для музыкального андерграунда De Misteriis Dom Sathanas стал откровением. Высочайшее качество исполнения, отличная запись и специфический вокал Атиллы сделали его классикой стиля. После выхода альбома Mayhem прекратили свое существование, для того чтобы собраться в 1996 году и записать милитаристски настроенный Wolf’s Lair Abyss. Но это был уже совершенно другой коллектив.

Оркестр Императора

Помимо Mayhem и Burzum Норвегия подарила нам много замечательных коллективов, творческие ходы которых к сожалению понимались далеко не всеми и зачастую команды обвинялись в уклоне в мэйнстрим.
Одна из них избрала путь нехарактерный для большинства блэк-металлических коллективов. Я говорю о Emperor. История этой группы началась в 1991 году, и отцами основателями коллектива были два 14-летних парня Ихсан и Самот, ранее игравшие в проекте Thou Shalt Suffer. Вначале членом команды был Мортиис, позже прославившийся как маэстро эмбиента и дарквейва. Вместе с ним были записаны альбомы Emperor, Wrath Of The Tyrant, и As The Shadows Rise. Именно после Emperor в группе появился ударник Bard Faust Eithun. Собственно это были еще демо-записи, но уже на них чувствовался немалый творческий потенциал группы. Качество записи было низким, в особенности от этого пострадал альбом Wrath Of The Tyrant. Но это лишь прибавило релизу бесчеловечности и отрешенности в атмосфере. После сингла As The Shadows Rise басист Mortiis был заменен на Tchort (после Emperor этот человек примкнул к Carpathian Forest). В этом составе группа записывает и издает к 1993 году альбом In The Nightshade Eclipse. Судьбоносный. В дискографии группы этот альбом считается лучшим и по сей день. Творческая концепция еще не так ярко видна, но главным достоинством альбома стала непередаваемая атмосфера холодных нордических ландшафтов, мрачных лесов и языческих капищ. В противовес примитивному и антитехничному Mayhem, музыканты выдали качественный и отлично проработанный альбом.
Во время записи Faust, Samoth и Tchort иногда вынуждены были поддерживать контакты с товарищами по почте, так как периодически попадали в тюрьму за поджоги церквей. В 1996 году Bard Faust был арестован по обвинению в убийстве гомосексуалиста и отправлен в тюрьму сроком на 12 лет. В 2004 году он был выпущен из тюрьмы досрочно.
Тем временем музыканты записывают свой второй альбом Anthems To The Welkin At Dusk, на котором окончательно вскрылась творческая составляющая группы. Собственно говоря Emperor имеют мало отношения к Black Metal, если оценивать их работы по качеству идей. Это группа скорее представляет из себя безумный симфонический оркестр из четырех человек, которые с помощью стандартного набора принятых в рок-музыке инструментов умудрились создать музыку настолько агрессивную, насколько и прекрасную. Anthems To The Welkin At Dusk, стилистически продолжая избранную на In The Nightshade Eclipse концепцию погружает слушателя в фантасмагорию скрежещущих гитар, пулеметных барабанных партий и симфоническо-синтезаторных импровизаций. Музыка тяжела предельно. Это один из самых агрессивных и бескомпромиссных исполнителей тяжелой музыки, которые встречались во втором поколении Black Metal. На этом альбоме музыканты одними из первых ввели в Black Metal такое явление как чистый оперный вокал. Это не преувеличение. Ihsahn является профессионально подготовленным музыкантом по классу классического вокала. Именно благодаря сплаву двух гениев – мастера экстремального металла Самота и композитора-мелодиста Ихсана и родилось такое шедевральное чудовище как Emperor. Альбом Anthems To The Welkin At Dusk существенно укрепляет позиции Emperor как экстремальной команды. Группа начинает разъезжать с концертами, по следам которых появляется бутлег Live In Frostland. В 1999 году они выпускают странно звучащий для металлического уха сплит с Thorns – “Thorns VS Emperor”. В отличие от типичных тяжелых риффов он содержал электронно-симфонические композиции на которых изредка встречались сэмплированные гитары. Cобственно на этом альбоме музыканты и представили некоторые известные композиции в том виде который был изначально задуман. В том же году они выпускают третий альбом IX Equilibrium. Записанный в духе Anthems To The Welkin At Dusk, он отличался задранными частотами, очень грамотно проработанной структурой композиций и высочайшей скоростью исполнения. Для Emperor этот альбом стал самым скоростным. Самые яркие композиции на нем это Curse You All Men! и Source Of Icon E, на которых Ihsahn продемонстрировал всю мощь своего вокального мастерства, подобно Диаманде Галас срываясь с ревущего, хрипящего вокала на высокие ноты, как King Diamond. Позже сами музыканты признавались в том что на запись IX Equilibrium их во многом вдохновили хард’н’хэви коллективы 80-ых, такие как Iron Maiden, Mercyful Fate, Judas Priest. И действительно, симфонизм там переплетался с хэви-метал оттенком. Emperor всегда отличались смелостью ходов и независимостью от трендов. Качество достаточно ценное, если учесть что среди поклонников Black Metal выше всего котировались сырые True-Black исполнители вроде Mayhem. То что музыканты предпринимавшие нестандартные шаги в поисках нового звучания не встречали должных им оваций связано не с отсутствием желания у слушателя воспринять новые идеи, а скорее с тем что он просто не хочет их видеть.
В 2000 году музыканты выпускают концертный альбом и DVD, записанные в Лондонской Астории, которые озаглавлены Emperial Live Ceremony. Надо сказать что выступления Emperor выгодно отличались от концертов собратьев по оружию тем что музыканты отказались от использования трупной раскраски и не делали ставки на эпатирующие и подчас шокирующие действия вроде расчленения свиных голов и членовредительства, чем грешили даже Mayhem в обновленном составе. Впрочем им это было и не нужно. Торжественно-тяжелая музыка, мастерски поставленное освещение и пиротехнические средства создавали должный театральный эффект, производивший сильное впечатление на поклонников творчества группы.
В 2001 году группа выпускает последний и самый лучший на сегодняшний день альбом Prometheus: The Discipline Of Fire And Demise. По сей день он остается непревзойденным шедевром уникального в своем роде сплава тяжелой и классической музыки. Стилистически его можно разделить на три части – первая среднетемповая, выдержанная в духе маршей Bathory. Вторая брутальная, в том стиле какого музыканты придерживались на Anthems To The Welkin At Dusk и IX Equilibrium. И наконец третья, представляющая из себя сплав Doom, Black и Symphonic Metal в равных долях, явно апеллирующая к раннему периоду творчества. Для восприятия эта запись очень сложна. Так же как и классические оперные произведения там редко когда одна и та же мелодическая партия. Скорее эту музыку можно назвать Progressive Symphonic Black Metal. Поэтому в отношении этого альбома, любители металла до сих пор расходятся во мнениях. Одни превозносят как шедевр, другие плюются и утверждают что это артистический компромисс, совершенный ради популярности и денег. В любом случае отрицать вклад этой команды в развитие тяжелой музыки нельзя и как и многие другие отцы направления они нуждаются в уважении. После этого альбома музыканты расходятся по своим проектам и начинают играть музыку далекую от того что выходило под вывеской Emperor. Samoth основывает проект Zyklon, в котором соединяет Death Metal с электроникой, а Ihsahn продолжает работу с Peccatum, который во времена Emperor был для него сайд-проектом. Лишь в 2006 году Ihsahn записывает альбом The Adversary и издает его под собственным именем. Стилистически он представляет из себя немного облегченную но также тщательно проработанную как и альбомы Emperor, смесь прогрессива и симфонического блэка.

Каменный Престол

Из всех лидеров норвежской блэк-металлической сцены только Darkthrone и Immortal умудрились пройти через членство в Черном Круге, быть знакомыми со всеми ключевыми фигурами того периода, и не встрять в ощутимо крупные скандалы на почве нарушения общественного порядка.
Решив однажды работать в области Black Metal, они пошли своим путем не делая ставки на эпатаж.
Darkthrone поначалу были Death Metal формацией, и музыка которую они играли была ближе к шведской школе дэта нежели к Black Metal, набиравшему тогда популярность в Норвегии. Основателями и бессменными лидерами группы были Тед Скъеллум и Гилве Нагелл. Группа была собрана в 1987 году и спустя год выпускает две демо-записи. К 1991 году они набрали материала и заключили контракт с британским лейблом Peaceville Records. На нем и был выпущен первый альбом Southside Journey. Очень часто при подготовке обзоров о нем забывают, и некоторые члены металлического андерграунда до сих пор считают что первым альбомом Darkthrone был A Blaze In The Northern Sky. Как бы ни был зауряден материал Southside Journey, но он остается частью истории одной из самых известных команд стиля Black Metal. Так как музыканты тесно вращались в андерграундной общине, они были знакомы с лидерами блэк-метал сцены тех времен. Неизвестно что сподвигло молодых музыкантов начать играть блэк. Скорее всего это был эксперимент, нежели дань моде так как дэт-метал к началу 90-ых годов был более мэйнстримен и добиться успеха на этом поприще было легче. Но факт остается фактом, в 1992 году Darkthrone записывают альбом A Blaze In The Northern Sky, на котором представили невиданный по сырости и монотонности Black Metal. Андерграунд сразу принял альбом и о музыкантах начинает идти слава как о талантливых Black Metal артистах. В те времена Darkthrone не особо отличались от других команд в плане лирической составляющей – оккультный сатанизм, язычество и природа. Для норвежских музыкантов природа является вообще одним из главных источников вдохновения. Начал это еще Куортон Сет на своем Blood Fire Death. Особенно ярко это получило развитие у Immortal, которые в своих песнях воспевали мрачные внутренние переживания от того что связано с холодом и окружающей средой.
Darkthrone были одними из немногих кто внеся огромный вклад в формирование второго поколения Black Metal, и имея культовый статус, умудрялись стойко хранить в себе дух Old School Black Metal. Это одна из самых противоречивых команд. Одними из первых они начали маркировать свои альбомы подписью True Norwegian Black Metal. Позже они передадут эстафету группе Carpathian Forest, но до их появления остается еще два года.
В 1993 году Darkthrone выпускают Under The Funeral Moon, на котором звучание группы стало близким к уровню репетиционных записей. Гротескно-примитивная обложка, грязное звучание. Этот альбом один из троицы которая считается лучшей из всего что присутствует в арсенале группы.
1994 год ознаменовался выходом легендарного Transilvanian Hunger. Этот альбом является вершиной творчества группы. Примитивизм и сырость звука достигли крайней стадии. И при этом непередаваемая атмосфера. Некоторые песни игрались даже не на трех аккордах, а на одной струне. Но отличительной чертой этого коллектива является то что записывая свои альбомы в рекордные сроки (Transilvanian Hunger был записан за 48 часов) эти ребята всегда умудрялись создать на своих альбомах потрясающую атмосферу. Заложив основы звучания Black Metal, они породили огромное количество подражателей. Также их выделяла язвительность. Одной из самых оригинальных творческих идей альбома было то что музыканты посмеялись на вокалистом Mayhem – Dead’ом. Обложка Transilvanian Hunger была один в один скопирована у Mayhem – Live In Leipzig, отличия были только в том что вариант Mayhem был темно синим, а у Darkthrone черно-белым. На обложке Darkthrone был изображен Fenriz, стоявший с подсвечником в той же позе что и Dead на Live In Leipzig. Название “Трансильванский Голод” было явным намеком на пристрастия Dead’a, грезившего карпатскими замками, вампирами, и умершего в футболке с надписью I Love Transilvania! Также большую честь группе делает то что они использовали на альбоме тексты Варга Викернеса, что в то время было большой смелостью. Неважно то какой личностью был Викернес. После ареста по делу Аарсета от него отвернулись все, и то что Darkthrone продолжали поддерживать с ним контакт и дружеские отношения говорит о том что это действительно независимые личности. Если ты зависишь от чужого мнения, значит и в творчестве ты будешь играть под чужую дудку. Музыканты Darkthrone продемонстрировали полную независимость в поступках. В 1995 году, совместно с Кари Руеслатен из The 3rd And The Mortal и Сатиром из Satyricon, Fenriz работает над альбомом проекта Storm, где отвечает за ударные и мужской вокал. Этот альбом представляет из себя интереснейший сплав Black Metal и скандинавского фолка. Старые песни викингов исполненные с аранжировками из перегруженных гитар, приправленных народными инструментами и женским вокалом был воистину прорывом. До этого в Black Metal не встречалось столь явных обращений к народной музыке.
После этого команда записывает похожие по звучанию альбомы Panzerfaust и Total Death, и берет творческий перерыв на три года, чтобы вернуться в 1999 году с альбомом Ravishing Grimness (Восхитительная мрачность), на котором обозначился новый этап в развитии группы. Отныне музыканты ставили во главу угла панк-рок как основной подход. Панковское отношение сказывалось и в темах, лирика стала более гротескной и язвительной, из-за чего на музыкантов обрушились обвинения в коммерческой деятельности. Но музыкантов это мало волновало и они продолжили движение по избранной тропе.
В целом Darkthrone можно охарактеризовать как одну из самых удачливых команд в Black Metal. Пройдя через период беспорядков в Норвегии, они умудрились остаться чистыми. Прикладывая минимум усилий для создания музыки, они приобрели статус культовой группы. Не предпринимая решительных шагов в развитии они издавали однообразные альбомы год за годом, и несмотря на плевки со стороны пуристов остались на вершине.

Снежные демоны

Последние из лидеров Black Metal сцены Норвегии о которых пойдет речь в этой главе подняли блэк до пика брутальности. В их песнях ни разу не упоминался Сатана и традиционная для норвежцев бесовщина, но они вошли в плеяду бескомпромиссных лидеров блэк-метал. Речь пойдет о Immortal. Основанный в 1990 году проект состоял из двух парней Abbath и Demonaz. Первый до Immortal играл в Old Funeral, вместе с Варгом Викернесом. Второй работал в трэшевой команде Amputation. За всю историю группы их лирика была посвящена сказочному королевству Блаширх – так они назвали место в норвежском лесу, где любили проводить время. С зимы 1991 года музыканты записали несколько демо, в России широко известна только одна, Unholy Forces Of Evil. В 1992 году они записывают дебютный альбом Diabolical Fullmoon Misticism, на котором продемонстрировали свирепый материал инспирированный переживаниями от природы. Недостаток работы звукоинженера все таки довольно сильно сказывался на звучании, но атмосфера альбома крепко держала слушателя, и работа была издана на французском лейбле Osmose Productions. Следующей работой группы стал Pure Holocaust, на котором звучание группы начало приобретать ту форму в которой команда и будет пребывать до конца своей карьеры. Больший упор на бластбит, густой размытый звук, хриплый вокал. Это был шаг вперед, но все еще не прорыв. Из-за перестановок в составе за третий полноформатник музыкантам пришлось браться вдвоем. Часть партий им помог исполнить Helhammer из Mayhem, но постоянного ударника они нашли лишь к 1996 году. Третьим релизом вышедшим из под пера команды стал Battles In The North. Этот альбом показал все возможности блэка по части аудиовизуальной передачи информации. Гитары звучали подобно ветру в сильную пургу. Ударные напоминали звон доспехов, мечей и щитов на поле битвы. Это альбом на котором музыканты полностью реализовали свои идеи, смогли в полной мере передать их слушателю. На песню Blashyrkh (Myghty Ravendark) сняли видеоклип, и песня стала хитом.
В 1996 году музыканты нашли себе постоянного ударника по имени Horgh и приступили к записи альбома Blizzard Beasts. Этот релиз стал самым странным в дискографии группы. Рваные, рубленые рифы перегружены низкими частотами. Набор инструментов традиционно аскетичен – гитары, бас, ударные. Музыка очень объемна, но в большей степени за счет того что отныне гитары не приглушали остальные инструменты и не заполняли все пространство.
Вообще Immortal отличались от других музыкантов тем что после прямолинейности ранних альбомов начали делать ставку на виртуозность и мелодичность, которые долгое время были чем то вроде табу для представителей Black Metal сцены. В таком духе был записан альбом 1999 года – At The Heart Of Winter, на котором драйв и мелодика уступили место монотонности и мрачности предыдущих работ. Незадолго до этого Demonaz вынужден был оставить Immortal из-за проблем с рукой. Скорее всего он просто подхватил банальный артрит, что случается у музыкантов которые играют без разогрева.
После At The Heart Of Winter музыканты записывают похожие на него по стилистике альбомы Damned In Black и Son Of Northern Darkness, на которых звучание сместилось в сторону Death Metal и расходятся по своим проектам. Horgh занимается работой в Hipocrisy, а Abbath участвует в группе-трибьюту Motorhead. В 2006 году он вспоминает о блэк металлическом прошлом и выпускает альбом проекта I, на котором органично соединил Black, Death, и Heavy Metal.
Из представителей норвежской сцены Immortal стали самой стабильной командой, сохраняя основу первозданного звучания на протяжении всего творческого периода.

ПредыдущаяГлавная Следующая
Пользовательского поиска

карта black-metal сайта

На главную страницу сайта Сергея Летова

ИЖЛТ - курс лекций С. Летова | Интересные места в Москве

«Эмо – стиль, музыка, образ жизни» ДИПЛОМНАЯ РАБОТА СТУДЕНТКИ ИЖЛТ Нестерович Полины Александровны

Больше чем музыка. Структурология современного панк-рока ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Студента ИЖЛТ Чубковца Александра Борисовича