История и развитие современного Black Metal

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Студента 5 курса ИНСТИТУТА ЖУРНАЛИСТИКИ И ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА очного отделения специализации «Музыкальная критика» Литвинцева Ивана

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ Летов С. Ф.

МОСКВА 2009

ПредыдущаяГлавная Следующая

Введение

Вторая половина 20 века ознаменовалась широкомасштабным развитием разнообразных музыкальных направлений. Резкий подъем джаза и блюза, возникновение рок’н’ролла, эксперименты японских и европейских шумовых музыкантов, появление хард-рока и хэви метал. Представители каждого отдельного направления в своем стремлении привлечь к себе внимание пробовали все более новые и необычные изобразительные средства, начиная от безобидных концертных и студийных выходок западных коллективов, и заканчивая агрессивными выступлениями представителей направления Japanoise. С развитием панка, рок-музыка стала более доступной для простых людей, продемонстрировав что врожденный талант и виртуозное владение инструментом не являются обязательными данными для творчества. В результате у большого количества людей желавших заниматься музыкой оказались развязаны руки, и начали в изобилии появляться музыкальные коллективы, каждый из которых стремился привнести что-то новое в уже сформировавшиеся стили.
С середины 70х годов начал серьезно укрепляться стиль хэви метал. Такие команды как Accept, Motorhead, Judas Priest, Iron Maiden, существенно разогнали по скорости и мощи традиционный хард-рок и породили огромное количество подражателей.
Постепенно каждый из тех кто пытался создать нечто похожее на творчество кумиров приносил в музыкальный стиль что-то свое, и в результате этого выросли направления доселе не знавшие аналогов по смелости и экстремальности звучания. Об одном из них я хотел бы рассказать в этой работе – Black Metal.
До середины 90х годов стиль Black Metal находился в глубоком андерграундеандерграунде, но в 1993 году произошло событие получившее массовую огласку и выдернувшее представителей норвежской ветви стиля на первые страницы газетных изданий – лидер проекта Burzum, Varg Vikernes совершил убийство своего бывшего приятеля и компаньона по проекту Mayhem Ойстена Ааарсета более известного как Еуронимус. Именно с этого момента можно начинать отсчет шествия широкой волны Black Metal захлестнувшей преимущественно Европу, но породившей довольно ярких представителей и на территории Америки и Азии.
На пике скандального интереса к данному направлению было написано множество статей, издано несколько книг, но к сожалению мало кто из авторов смог уделить должное внимание музыкальной стороне стиля, рассматривая стиль Black Metal преимущественно как социокультурное явление и подчас забывая о вкладе исполнителей в развитие таких субкультур и направлений как Gothic, Industrial, Ambient.
В 1998 году лидер легендарного американского martial-коллектива (post-industrial направление отличающееся сильным упором на военную и эпическую тематику) Blood Axis – Майкл Мойнихэн издал книгу ставшую впоследствии культовой для всех любителей блэка и основным источником информации для интересующихся – Lords Of Chaos (Князья Хаоса), в которой он проделал воистину титаническую работу по сбору информации о самом стиле и его ведущих представителях. Несмотря на глубокий разбор исследуемой темы автором были совершенно упущены из виду значительные эпизоды в развитии направления, не было уделено должное внимание музыкальной составляющей (к слову представляющей огромное значение при ведении разговора о стиле). Также следует учитывать однобокий взгляд Мойнихэна при описании некоторых социокультурных моментов, рассмотренных в Князьях Хаоса, так как принимая во внимание американское происхождение автора ярко заметно что он придерживается исключительно дуалистического взгляда “хорошо/плохо” при описании явления и оценке фактов. При этом автор довольно серьезно смог разобрать причины которые привели норвежцев к black metal, вследствие чего возник подъем таких событий как убийства, сожжения церквей и объединение представителей black metal сцены с националистами.
К сожалению автор уделяет сверх меры внимание норвежской сцене, вскользь затрагивая разве что германских представителей и совершенно забывая про богатейшее шведское подразделение, итальянских исполнителей и коллективы Восточной Европы, из-за своих творческих идей и вклада в развитие стиля представляющих не меньший интерес чем скандинавы.
Еще одной из причин послуживших стимулом к выбору темы Black Metal для этой работы является полная безграмотность нынешних фанатов стиля, не имеющих четкого представления об основных характеристиках музыки и творческих концепциях используемых музыкантами при создании материала.
Часто сами музыканты путаются когда предпринимают попытки отнести музыку своей группы к определенному направлению. Так например Нергал, лидер польской команды Behemoth в одном из своих интервью относящимся примерно к 1999-2000 году в ответ на вопрос о том в каком стиле работает группа, привязал творчество коллектива к Black Metal, хотя начиная с альбома Pandemonic Incantations музыканты исполняют самый обычный techno-death metal с текстами языческой направленности.
В то же время первопроходцы и исполнители Black Metal старой школы, следующие по тропе проложенной еще отцами стиля Venom зачастую отвергаются приверженцами стиля, из-за отсутствия понимания концепции.
На данный момент Black Metal является одним из наиболее канонизированных стилей тяжелой музыки. В России он условно находится в андерграунде. Это обусловлено тем что российские лейблы, дистрибьюторы, массовые издания и СМИ занятые в сфере музыкальной продукции преимущественно заняты продвижением довольно примитивной поп-музыки (крайне поганого качества даже по сравнению с западными коммерческими проектами), что выглядит странно, так как при наличии желания и грамотных специалистов по рекламе, продать можно все.
На данный момент насчитывается от силы два-три издания обращающие внимание на этот стиль современной музыки, да и то по большей части на уровне рецензий и отчетов о концертах. Из музыкальных каналов следует отметить первый альтернативный, но далеко не все имеют возможность его принимать, что существенно ограничивает зрительскую аудиторию.
Со времен выхода книги Майкла Мойнихэна серьезных попыток расставить по своим местам все точки истории Black Metal не предпринималось, за исключением редких и кратких описаний стиля на Интернет-сайтах посвященных Metal Music.
Благодаря своим стилистическим характеристикам Black Metal является одним из самых доступных для самовыражения стилей, в результате чего регулярно появляются новые коллективы, многим из которых удается достичь успеха в своем творчестве.
Из-за нестандартного подхода к созданию музыки, заключившимся в противопоставлении техническому мастерству примитивизма и низкого качества записи грамотной студийной работе, Black Metal продемонстрировал то, что в выражении своих творческих идей артист не ограничен строгими требованиями к качеству продукции. Это существенно расширило арсенал изобразительных средств. После индастриала, блэк-метал является самым свободным стилем в плане инструментальных ходов. Теоретически, оттолкнувшись от блэк-метал можно не делая резких стилистических поворотов уйти в любое другое музыкальное направление и это будет выглядеть вполне естественно, в то время как исполнители например Power Metal в своем развитии ушедшие в Alternative Metal будут обвинены в предательстве своих идеалов.

Пользовательского поиска

карта black-metal сайта

На главную страницу сайта Сергея Летова

ИЖЛТ - курс лекций С. Летова | Интересные места в Москве

«Эмо – стиль, музыка, образ жизни» ДИПЛОМНАЯ РАБОТА СТУДЕНТКИ ИЖЛТ Нестерович Полины Александровны

Больше чем музыка. Структурология современного панк-рока ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Студента ИЖЛТ Чубковца Александра Борисовича